Химический калейдоскоп

7  июля в Нанограде вновь мастерские. Мастерская «Лаборатория нанохимии» предлагает участникам мастерской провести ряд экспериментов, направленных на изучение свойства вещества.


Работа №5 «ХИМИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП»

1. Химия и цвет

Как вы уже знаете окраска поликристаллического вещества может определяться размерами кристаллов из которых это вещество состоит. В растворах окраска ионов может определяться теми частицами, которые преобладают в окружении этих ионов.

Исследование 1.1. ОКРАСКА ХЛОРИДА КОБАЛЬТА (II). В пробирку налейте 1-2 мл воды и растворите в ней 3-4 ложечки хлорида кобальта CoCl2. В какой цвет окрасился раствор?______________. В ту же пробирку прилейте 2-3 мл ацетона.  Как изменилась окраска раствора?_________________. Разбавь получившийся раствор водой, какой цвет приобрел раствор?________________________.

Исследование 1.2. НЕВИДИМЫЕ ЧЕРНИЛА. Налейте в пробирку 4-5 мл  воды и добавьте 1 ложечку хлорида кобальта (II). Получится почти бесцветный раствор. Возьмите кисточку и напишите полученным раствором что-нибудь на листке бумаги. Когда вода высохнет, надпись практически не будет видна. Если нагреть этот лист над электрической плиткой, то надпись приобретёт синий цвет. Если подышать над бумагой, то надпись вновь обесцветится.

Исследование 1.3. ОКРАСКА ИОНОВ МЕДИ (II). 6 ложечек медного купороса CuSO4·5H2O поместите в пробирку. Нагрейте пробирку на плитке до изменения окраски кристаллов. Какой цвет приобрели кристаллы в результате прокаливания?_____________. Добавьте к полученным кристаллам 1-2 мл воды до их полного растворения. Какой цвет приобрел раствор?______________. К полученному раствору прибавьте 10-15 ложечек поваренной соли и попытайтесь растворить их. Как изменился цвет раствора?__________________В полученный раствор добавьте несколько мл водного раствора аммиака. Какой цвет приобрел раствор?____________________.

Исследование 1.4. МЫЛО ИЛИ ШАМПУНЬ. Поместите кусочек мыла (размером меньше спичечной головки) в пробирку. Добавьте 3-4 мл воды, и растворите в ней кусочек мыла. Добавьте в полученный раствор 1 каплю спиртового раствора фенолфталеина. Изменилась ли окраска раствора?___________. Добавьте в раствор уксусной кислоты. Что наблюдаете?_____________________________________. Аналогичную серию экспериментов проведите с шампунем (или средством для мытья посуды). Зафиксируйте наблюдения. Сделайте выводы.

Исследование 1.5. ЧЕГО НЕ СМОЕШЬ МЫЛОМ. Возьмите кусочек ненужной белой ткани. Смочите раствором медного купороса. Теперь протрите ткань кусочком влажного мыла. Вы увидите, что на тряпке осталось несмываемое голубое пятно образовавшегося стеарата меди.

2. КРИСТАЛЛИЗАЦИЯ

Исследование 2.1. ВОДА ЗАМЕРЗАЕТ В РУКЕ. Возьмите чистую пробирку. Насыпьте в неё кристаллогидрат тиосульфата натрия Na2S2O3·5H2O на 1-2 см по высоте. Нагрейте пробирку на водяной бане до расплавления кристаллов. Поставьте пробирку в штатив и дайте ей спокойно остыть. Если пробирка была чистой, даже когда она остынет её содержимое останется жидким. Если бросить в неё кристаллик тиосульфата натрия, её содержимое моментально закристаллизуется. Вода как будто замерзнет.

3. Вода помогает химическим реакциям

Исследование 3.1. Насыпьте в пробирку 2-3 ложечки медного купороса и столько же йодида калия. Аккуратно перемешайте вещества. Реакция между ними идёт медленно. Цвет реагентов почти не изменяется. Теперь добавьте в пробирку воды. Изменился ли цвет раствора?___________Составьте уравнение протекающей химической реакции.

4. РАСТВОРЕНИЕ МЕДИ И ДРУГИХ МЕТАЛЛОВ

Исследование 4.1. Поместите в пробирку 1 см по высоте хлорид железа (III). Добавьте 3-4 мл воды. Положите в полученный раствор медную пластинку (10-ти или 50-ти копеечную монетку образца 1998 года). Оставьте металлический предмет в полученном растворе на 1 сутки. Что произошло с раствором? Объясните наблюдаемое составив соответствующее уравнение химической реакции.

.

Добавить комментарий