Методические рекомендации

Ахметов М.А.

Особенности преподавания химии в 2011-2012 учебном году

Успех в обучении химии связан с оптимальным выбором учебно-методического комплекта (УМК). Учитель может использовать в учебном процессе учебники, вошедшие в федеральный перечень на этот учебный год.

Удачным выбором для обучения химии в 8-9 классах являются учебники и задачники Н.Е. Кузнецовой. Эти учебники отличает планомерное постепенное развитие химических понятий, что обеспечивает возможность успешного освоения учебного курса даже слабым учащимся.

Издательство: Вентана-Граф, 2009 г.
Твердый переплет, 224 стр.
ISBN   978-5-360-01479-9
Тираж: 15000 экз.
Формат: 70×90/16 (~170х215 мм)
Цветные иллюстрации

Учебник предназначен для обучения химии в общеобразовательных учреждениях в соответствии с базисным планом (2 часа в неделю), а также при условии выделения на изучение предмета дополнительного часа (3 часа в неделю). В этом случае предполагается использование информации, выделенной шрифтом, иным по сравнению с основным текстом, и способствующей углублению и расширению знаний. В основном тексте учебника представлены лабораторные опыты и практические работы. В конце каждого параграфа учащимся предлагаются задания разной степени сложности, а также творческие.
Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов основного общего образования (2004 г.).

Издательство: Вентана-Граф, 2008 г.
Твердый переплет, 288 стр.
ISBN   978-5-360-00974-0
Тираж: 20000 экз.
Формат: 70×90/16 (~170х215 мм)

Предлагаемый учебник предназначен для учащихся общеобразовательных учреждений всех видов. Информация, способствующая расширению знаний, отмечена специальными знаками и выделена шрифтом, отличным от основного.
Учебник включает достаточное для предусмотренного обязательным минимумом изучения предмета количество лабораторных опытов, творческих заданий, задач расчетного и экспериментального характера, проблемных вопросов. Все задания дифференцированы.
Параграфы, отмеченные специальным знаком, не обязательны для изучения в обычных классах основной школы и предназначены для использования в предпрофильных классах и профессиональных начальных и средних учебных заведениях, использующих наши учебники.
Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов основного общего образования (2004 г)

Авторы: Кузнецова Н.Е., Лёвкин А.Н.

Название: Задачник по химии

Издание: 1

Формат: 70х90/16

Вес: 164 г.

128 стр.


Задачник включает как типовые расчётные задачи, так и нестандартные задачи повышенной сложности; задания и упражнения, развивающие учебные умения, творческие и аналитические способности учащихся. Задачи сгруппированы по темам, изучаемым в 8 классе основной школы, в порядке возрастания их сложности: от простых расчётных до поисковых олимпиадных. В конце каждой главы приводятся тематические контрольные работы. Последняя (девятая глава) содержит алгоритмы решения типовых задач.

Большое число разнообразных задач позволяет учителю использовать их дифференцированно, с учётом подготовки и желания учеников, а учащимся организовать свою собственную деятельность и её самооценку.

Авторы: Кузнецова Н.Е., Лёвкин А.Н.

Название: Задачник по химии

Издание: 1

Формат: 70х90/16

Вес: 164 г.

128 стр.


Задачник включает как типовые расчетные задачи, так и задачи, способствующие формированию определенных навыков и умений, с элементами качественного анализа, творческие и повышенного уровня сложности. Они сгруппированы по темам, изучаемым в 9 классе основной школы, и в порядке возрастания уровня сложности: от простых до задач повышенного уровня сложности и олимпиадных. В начале большинства разделов помещен перечень основных понятий. Алгоритмы решения типовых задач и примеры решения комбинированных задач приводятся в конце пособия. Разнообразие задач позволит учителю использовать их в классе дифференцированно, а учащимся организовать свою деятельность и самооценку.

Учебный комплект Жилина Д.М. можно рекомендовать к использованию в классах, учащиеся которых имеют выраженное стремление к экспериментальной деятельности. Условием успешности при обучении по данному курсу является определенный уровень у учащихся физико-математических способностей

Издательство: Бином. Лаборатория знаний, 2010 г.
Твердый переплет, 288 стр.
ISBN   978-5-94774-770-6
Тираж: 3000 экз.
Формат: 70×100/16 (~167×236 мм)

Методическая поддержка учебника

Учебник открывает УМК нового поколения по химии (8-9 классы), в состав которого входят учебники и лабораторные журналы, а также методические и дидактические материалы для учителей, электронные материалы на диске и ссылки на Интернет-ресурсы. Уделено особое внимание практическим работам с целью приобретения учащимися навыков и умений, что должно способствовать формированию взаимосвязей между формальным химическим языком и реальной жизнью, а также пониманию учебной программы.
Учебник по базовому курсу соответствует ГОСу. Учащиеся знакомятся с системой основных химических понятий и окружающим миром как состоящим из химических соединений, приобретают начальные навыки составления уравнений реакций и решения количественных задач химии. Имеются описания опытов.

Издательство: Бином. Лаборатория знаний, 2010 г.
Твердый переплет, 288 стр.
ISBN   978-5-94774-912-0
Тираж: 3000 экз.
Формат: 70×100/16 (~167×236 мм)

Методическая поддержка учебника

Учащиеся углубляют свои знания по основным химическим понятиям, знакомятся с основами неорганической химии, получают представления о химических производствах. Особое внимание уделяется основам неорганической химии, описаны химические производства. Рассмотрены энергетика и скорость химических реакций, окислительно-восстановительные реакции. Даны первоначальные представления об органических веществах.
Большое значение придается формированию практических навыков химического эксперимента, использованию полученных знаний и работе с информацией.
Для учащихся средних общеобразовательных школ

Следует обратить внимание учителей к учебнику Л.М.Кузнецовой. Достоинством этого учебника является технология самостоятельного созидания знаний, что позволит повысить прочность знаний учащихся, содействовать развитию познавательной активности учащихся.

Издательство: Мнемозина, 2003 г.
Твердый переплет, 224 стр.
ISBN   5-346-00200-6
Тираж: 30000 экз.
Формат: 70×90/16 (~170х215 мм)

Учебник основан на принципах развивающего обучения. Логика учебного материала рассчитана на понимание школьниками содержания и развитие их творческих возможностей, интеллектуальных способностей. Объем и содержание предмета тщательно отобраны и систематизированы. Это является гарантией успешного усвоения знаний учащимися. Ученик найдет в книге множество интересных сведений, которые помогут ему освоить столь сложный предмет, как химия. К учебнику выпущено методическое пособие для учителя по новой технологии обучения химии в 8 классе.

Издательство: Мнемозина, 2009 г.
Твердый переплет, 272 стр.
ISBN   978-5-346-01355-6
Тираж: 15000 экз.
Формат: 70×90/16 (~170х215 мм)
Цветные иллюстрации

Учебник основан на принципах развивающего обучения. Логика учебного материала рассчитана на понимание школьниками содержания и развитие их творческих возможностей, интеллектуальных способностей. Объем и содержание предмета тщательно отобраны и систематизированы. В 9-м классе главное внимание уделяется химическим процессам. В соответствии с государственным стандартом введено изучение органических веществ. Ученик найдет в книге множество интересных сведений, которые помогут ему освоить столь сложный предмет, как химия.

Хотелось также обратить внимание учителя на учебный комплект П.А.Оржековского

Издательства: АСТАстрель, 2005 г.
Твердый переплет, 208 стр.
ISBN   5-17-029182-5, 5-271-11013-3
Тираж: 10000 экз.
Формат: 70×90/16 (~170х215 мм)

Новый учебник «Химия. 8 класс» полностью отвечает требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта. Учебник доступен для всех учащихся. Он написан простым и понятным языком. Описано большое число опытов, проведен анализ развития важнейших химических представлений.
Учебник одобрен Федеральным экспертным советом, рекомендован к изданию Министерством образования и науки Российской Федерации и включен в Федеральный перечень учебников.
К учебнику выпускается методическое пособие для учителя.

Издательства: АСТАстрель, 2007 г.
Твердый переплет, 224 стр.
ISBN   5-17-041336-X, 5-271-15841-1
Тираж: 7000 экз.
Формат: 70×90/16 (~170х215 мм)

Учебник «Химия. 9 класс» является логическим продолжением учебника для 8 класса. Он полностью отвечает требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Изложение материала в учебнике находится в соответствии с классической методикой обучения химии в средней общеобразовательной школе. Учебник доступен для всех учащихся. Он написан понятным и лаконичным языком. В учебнике содержится много интересных иллюстраций. Предлагаемые школьные задания разнообразны как по химическому содержанию, так и по способам деятельности. Большое внимание уделено химическому эксперименту. Учебник одобрен Федеральным экспертным советом, рекомендован к изданию Министерством образования и науки Российской Федерации и включен в Федеральный перечень учебников.
К учебнику «Химия. 9 класс» в издательстве «Астрель» выпускается «Сборник задач и упражнений по химии» и методическое пособие для учителей, в котором приводится концепция нового курса химии, учебная программа, а также примерное планирование.

Развитие методической системы Ю.В. Ходакова реализовано в учебно-методическом комплекте В.В. Ерёмина

Издательство: Дрофа, 2008 г.
Твердый переплет, 256 стр.
ISBN   978-5-358-03352-8
Тираж: 6000 экз.
Формат: 60×90/16 (~145х217 мм)
Цветные иллюстрации

Учебник написан преподавателями химического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Отличительными особенностями книги являются простота и наглядность изложения материала, высокий научный уровень, большое количество иллюстраций, экспериментов и занимательных опытов.
Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта

Издательство: Дрофа, 2010 г.
Твердый переплет, 256 стр.
ISBN   978-5-358-07956-4, 978-5-358-05861-3
Тираж: 5000 экз.
Формат: 145×215
Цветные иллюстрации

Учебник продолжает курс химии для основной школы, изложенный в учебнике «Химия. 8 класс» авторского коллектива преподавателей химического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Отличительными особенностями книги являются высокий научный уровень изложения материала, большое количество иллюстраций, экспериментов и занимательных опытов.
Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта по химии, реализует авторскую программу и включен в Федеральный перечень.

Для обучения химии в старшей школе на базовом уровне может быть рекомендованы учебники Н.Е.Кузнецовой. Несмотря на базовый уровень и доступность изложения в учебнике сохранен системный подход и целостность учебной дисциплины.


Учебник предназначен для изучения химии в старшей школе на базовом уровне. Разделение текста на основной и дополнительный позволит использовать его также в тех образовательных учреждениях, которые имеют возможность выделить на изучение химии дополнительный час в неделю. В этом случае обязательным становится изучение материала, выделенного в учебнике шрифтом, отличным от основного, и дополнительного материала, приведенного в конце каждой главы. Учебник может быть использован также при изучении химии в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов среднего (полного)общего образования (2004 г.).

Учебник предназначен для изучения химии в старшей школе на базовом уровне. Предложенный курс ориентирован на обобщение и систематизацию изученного прежде материала. Дополнительный материал познавательного характера выделен шрифтом, отличным от основного.

В качестве альтернативного УМК базового уровня может быть использован УМК Э.Е. Нифантьева- Л.М. Кузнецовой:

Новый учебник по органической химии впервые издан в 2009 году. При построении курса использовались методические подходы к преподаванию органической химии в школе, разработанные членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР Л.А. Цветковым.
Книга написана понятным и доступным языком. Теоретические основы предмета вводятся постепенно, по мере необходимости. Помимо базовых знаний и умений учащиеся получают представление о методах научного познания. Разнообразная интересная информация, дополняющая учебный материал, способствует расширению кругозора школьников.
В учебник для 11-го класса вошли обобщающие главы и некоторые разделы неорганической химии. Общие закономерности и понятия, усвоенные школьниками в 8—9-м классах, служат базой для более детального изучения свойств химических элементов и их соединений.
Учебник основан на принципах развивающего обучения. Логика изложения материала, нацеленная на осознанное усвоение химических понятий, способствует развитию творческих и интеллектуальных способностей школьников. В курс обучения заложены различные формы учебно-познавательной деятельности в соответствии с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа».
В книгу включено множество интересных сведений, богатый дидактический материал для самостоятельной познавательной деятельности учащихся, цветные иллюстрации.

Проблему обучения химии на профильном уровне и успешной подготовки к ЕГЭ по химии позволяет решить УМК Н.Е. Кузнецовой, включающий учебники и задачники

Издательство: Вентана-Граф, 2007 г.
Твердый переплет, 384 стр.
ISBN   978-5-360-00390-8
Тираж: 15000 экз.
Формат: 70×90/16 (~170х215 мм)

Учебник предназначен для изучения химии в старшей школе на профильном уровне. Разделение текста на основной и дополнительный позволит использовать его и на базовом уровне в тех в образовательных учреждениях, которые посчитают возможным выделить на изучение химии дополнительный час в неделю. При обучении в профильных классах обязательным становится изучение материала, отмеченного черным квадратом, выделенного в учебнике шрифтом, отличным от основного, и дополнительного материала, приведенного в конце каждой главы.
Учебник может быть использован также при изучении химии в учебных заведениях начального и среднего профильного образования.

Издательство: Вентана-Граф, 2007 г.
Твердый переплет, 208 стр.
ISBN   978-5-360-00214-7
Тираж: 10000 экз.
Формат: 70×90/16 (~170х215 мм)

Учебник предназначен для изучения химии в старшей школе на профильном уровне.
Предложенный курс ориентирован на обобщение и систематизацию изученного прежде материала. Информация для углубленного изучения выделена шрифтом, отличным от основного.

Издательство: Вентана-Граф, 2005 г.
Твердый переплет, 304 стр.
ISBN   5-88717-739-X
Тираж: 10000 экз.
Формат: 70×90/16 (~170х215 мм)

Учебник предназначен для изучения химии в старшей школе на профильном уровне. Предложенный курс ориентирован на обобщение и систематизацию изученного прежде материала. Информация для углубленного изучения выделена шрифтом, отличным от основного.

Издательство: Вентана-Граф, 2011 г.
Мягкая обложка, 144 стр.
ISBN   978-5-360-02482-8
Тираж: 4000 экз.
Формат: 70×90/16 (~170х215 мм)

Задачник включает типовые расчетные задачи, задания с элементами качественного анализа, творческие и повышенного уровня сложности. Особенность задачника в том, что задания подобраны применительно не к отдельному понятию или закону, а к комплексу знаний, раскрываемых в учебнике для 10 класса. В конце пособия приведены примеры решения задач различных типов.
Разнообразие предложенных задач позволяет учителю использовать пособие в соответствии с уровнем подготовки учащихся.

Задачник включает как типовые расчетные задачи, так и задачи, способствующие формированию определенных навыков и умений, с элементами качественного анализа, творческие и повышенного уровня сложности. Они сгруппированы по темам, изучаемым в 11 классе основной школы, и в порядке возрастания уровня сложности: от простых до задач повышенного уровня сложности и олимных понятий. Алгоритмы решения типовых задач и примеры решения комбинированных задач приводятся в конце пособия. Разнообразие задач позволит учителю использовать их в классе дифференцированно, а учащимся – организовывать свою деятельность и самооценку. Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования (2004 г.).

В роли альтернативного учебного комплекта для изучения химии на профильном уровне можно порекомендовать УМК Нифантьева-Кузнецовой


Учебник представляет собой современный курс органической химии. Он создавался на основе известного учебника Э.Е. Нифантьева, Л.А. Цветкова. Сохранив прежнюю структуру материала, авторы основательно переделали каждый параграф в соответствии с концепцией новой линии учебников.
Автор избрал классический путь построения содержания курса органической химии, расположив весь материал по классам органических соединений. В учебнике предусмотрена возможность двухуровневого изучения органической химии. В школах, где предмет преподаётся согласно обязательному минимуму, можно исключить материал, предназначенный для школ естественнонаучного или химического профиля.
В содержании автору в полной мере удалось отразить современные успехи органической химии и её роль в жизни и деятельности человека. Современный уровень подачи материала и большой объём фактических данных, исторические сведения об учёных, которые внесли вклад в развитие органической химии, делают книгу интересной для обучающихся.
.

Учебник предназначен для изучения химии в 11 классе биолого-химического или физико-химического профиля. В него включены курсы общей и неорганической химии. Закономерности и понятия химии, усвоенные школьниками в 8—9-х классах, рассматриваются более подробно при изучении свойств химических элементов и их соединений. Книга содержит множество интересных сведений и богатый дидактический материал для самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Актуальным для успешного обучения химии являются сетевые образовательные ресурсы. Сайт «Виртуальная химическая школа» (http://maratakm.narod.ru) получил своё развитие на платформе web 2.0, обретя новый адрес, который в адресной строке браузера можно печатать как латинскими http://him-school.ru, так и русскими буквами хим-школа.рф.

«Виртуальная химическая школа» обрела новые возможности:

  • автоматизированная регистрация пользователей;
  • автоматическое тестирование;
  • возможность зарегистрированным пользователям, получившим статус  автора, самостоятельного размещения информации;
  • автоматический рейтинг результатов  посетителей сайта;
  • система поиска по сайту.

«Виртуальная химическая школа» решает задачи не только подготовки к ЕГЭ, но и развития познавательной активности учащихся. Так на сайте размещены 21 передача Академии занимательных наук о химии. Обучение на сайте теперь стало мультимедийным с использованием учебных фильмов и тестов с автоматической проверкой знаний.

Задать вопрос и получить на него ответ можно прямо на сайте или страничка сайта в контакте (http://vkontakte.ru/himschool).

Наиболее полным собранием мультимедийных ресурсов является сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» (http://school-collection.edu.ru).

Ряд сайтов направлены на самостоятельное освоение учащимися школьной программы: обучающая энциклопедия «Химия для всех» (http://school-sector.relarn.ru),

электронный учебник «Химия» (http://chemistry.ru)  для изучающих школьную химию на повышенном уровне. Достоинством этого учебника является значительное количество моделей, позволяющих визуализировать сложнейшие разделы курса физической химии.

Платные образовательные услуги в обучении химии представляет «Теле-школа» (http://www.internet-school.ru/).

Полный курс химии представлен на сайте «Химический сервер «Himhelp.ru»  (http://www.internet-school.ru/).

Значительную помощь в подготовке по химии может оказать сайт «ХИМИК.ru» (.http://www.xumuk.ru/). Здесь приведены сведения по органическим и неорганическим реакциям, редактор формул и многое-многое другое.

Добавить комментарий