Рекомендации к написанию выпускной работы
Одной из форм отчета слушателей курсов о проделанной работе является выпускная работа, которая должна отражать научно-теоретическую подготовку учителя в сочетании с умениями и навыками, необходимыми в педагогической деятельности.
1. Определение темы
Начинать работу необходимо с определения темы. При этом необходимо руководствоваться двумя принципами:
Выбирать тему, по которой накоплен наибольший опыт работы.
Выбирать тему, которая вызывает наибольшие трудности в практической работе.
Если же у Вас имеется хороший материал к теме, которая не значится в примерной тематике, рекомендованной кафедрой естествознания, Вы можете ее использовать с разрешения руководителя курсов.
Постарайтесь сформулировать тему как можно точнее, конкретнее.
2. Библиографическая работа
Написание работы требует от учителя умения ориентироваться в педагогической литературе. Поэтому следующий этап работы – подбор литературного материала. Правильно подобранная литература дает возможность учителю получить достаточное представление о состоянии педагогической науки в современных условиях, ознакомиться с достижениями школьной практики по этому вопросу.
Приведите в систему материалы из Вашего опыта работы. Это могут быть планы, задания учащимся, схемы, самостоятельные работы учащихся и т. д. Вспомните и пометьте в них факты, которые будут использованы при написании выпускной работы.
3. Раскрытие темы
Набросайте краткий план темы (примерно 4 основных вопроса) и составьте по нему тезисы. Добивайтесь того, чтобы уже в плане была ясна основная идея и логика изложения темы.
В первой части: введении, необходимо кратко обосновать значение данной темы в теории и практике школьного химического образования.
Во второй части дается анализ литературного материала и передового педагогического опыта по изучаемому вопросу.
В третьей части должен найти отражение личный педагогический опыт автора.
В четвертой части делается вывод, к которому приходит автор на основании вышеизложенного в работе.
Завершив работу над планом, пишите черновик. Сократите до предела введение, избегайте общих фраз и повторов. Материал постарайтесь излагать кратко, сжато, логически стройно. В окончательном варианте работы план необходимо заменить ОГЛАВЛЕНИЕМ работы с указанием страниц. Наличие содержание существенно облегчит чтение работы.
Помните, что главный критерий всякой учебно-воспитательной работы – ее результаты: нравственный облик ваших учеников, качество их знаний и навыков. Поэтому рассказ об опыте педагога неубедителен и неинтересен, если в нем не показано как растут и развиваются учащиеся, как они мыслят, как учитель приводит их к самостоятельным выводам. Хорошо если указанные выше выводы будут подкреплены и представлены в виде диагностики.
При окончательном оформлении работы в конце ее обязательно дается список использованной литературы, оформленной по ГОСТу. Правильно оформленная ссылка обычно списывается со второй страницы книги.
Объем работы должен составлять в среднем 15 машинописных листов + приложение к работе. Допускается рукописное оформление работы.
Выпускную работу необходимо прислать на кафедру Естествознания не позднее, чем за 1 месяц до начала зачетной сессии.
p. s. Структура работы может быть и иной. Но в любом случае она должна содержать несколько логически взаимосвязанных частей.
Примерные темы выпускных работ
- Программа подготовки школьников к ЕГЭ по химии.
- Учебно-методический комплект элективного курса по теме «……».
- Методы и формы индивидуализации обучения химии.
- Роль художественных и образных сравнений в обучении химии.
- Методика организации и проведения школьного химического практикума.
- Мониторинг результатов учебного процесса по химии.
- Место и роль оценки результатов обучения химии.
- Рейтинговая система оценки знаний и умений школьников (на примере химии).
- Система обеспечения безопасности учебного труда школьников при проведении лабораторных опытов и практических работ.
- Опыт использования учебно-методического комплекта ….. «Химия…» в практике учебного процесса.
- Развитие школьников при обучении химии.
- Формирование общеучебных умений и навыков при обучении химии.
- Опыт организации деятельности учащихся по созданию электронных учебно-методических материалов.
- Организация проектной деятельности в общеобразовательной школе (на примере химии).
- Место и роль тестов в обучении химии.
- Педагогическая технология «…… обучения химии»
- Роль межпредметных связей с естественного-математическими дисциплинами в обучении химии.
- Роль межпредметных связей с естественного-математическими дисциплинами в обучении химии
- Основные трудности в понимании школьниками химической картины мира и пути их преодоления.
- Типичные ошибки в понимании учащимися химической картины мира.
- Терминологическая работа как основа формирования понятийного аппарата школьников.
- Место и роль расчетных задач в формировании химических понятий.
- Развитие визуальной способности школьников при обучении химии.
- Техники учебной работы с отстающими детьми при обучении химии.
- Роль истории химии в воспитании учащихся.
- Управление познавательными мотивами школьников (на примере химии).
- Развитие позитивной мотивации школьника при изучении химии.
- Учет гендерных различий при обучении химии.
- Исследование познавательных стратегий школьников при изучении химии.
- Обоснование педагогического выбора метода обучения.
- Средства обучения химии.
- Реализация важнейших дидактических принципов в обучении химии.
- Роль обобщающих тем в школьном курсе химии: их отражение в разных учебниках.
- Изучение творческих биографий выдающихся ученых-химиков как средство воспитания у учащихся уважения к труду и науке.
- Формирование научных взглядов учащихся при изучении химии.
- Формирование мыслительного приёма сравнения при изучении темы«Первоначальные химические понятия».
- Формирование у учащихся умения обобщать (на примере любой темы школьного курса химии).
- Осуществление дифференцированного обучения при изучении темы «Количественные отношения в химии».
- Методика составления дифференцированных заданий с нарастающей степенью трудности при изучении любой темы школьного курса химии.
- Система учебных проблем (на примере любой темы школьного курса химии).
- Система учебных проблем в теме «Химическая связь. Строение вещества».
- Система учебных проблем в теме «Ароматические углеводороды».
- Проблемные домашние задания по химии.
- Проблемные задания по химии с межпредметным содержанием.
- Взаимосвязь методов обучения химии с методами химической науки.
- Сочетание демонстрационного эксперимента по химии с другими средствами наглядности.
- Использование наглядности при решении расчетных задач по химии.
- Методика обучения учащихся решению задач с недостающими и избыточными данными.
- Сочетание разных видов, форм и методов контроля знаний и умений учащихся по теме«Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева».
- Контролирующие задания по химии проблемного характера.
- Развитие речи учащихся в процессе проверки знаний и умений по химии.
- Методика организации групповой работы учащихся при обучении химии.
- Методика проверки знаний у учащихся химического языка и умений им пользоваться.
- Использование технических средств для контроля результатов обучения по химии.
- Задания для самоконтроля учащихся: теория и практика.
- Роль опорных схем в обучении химии.
- Сущность методики А.Г. Ривина и ее применение на примере любой темы школьного курса химии.
- Виды домашних заданий по химии и их проверка на уроках.
- Влияние возрастных особенностей учащихся на построение урока химии.
- Организация дидактических игр на уроках химии.
- Проблема совершенствования урока в опыте передовых учителей химии.
- Разработка и обоснование программы химического кружка
- Разработка и обоснование содержания и организации химического КВНа для учащихся 8 класса.
- Опыт подготовки и проведения школьной химической олимпиады.
- Использование проблемного обучения в теме «Первоначальные химические понятия».
- Система контрольных заданий при изучении валентности в Теме «Первоначальные химические понятия».
- Использование моделей в теме «Первоначальные химические понятия».
- Обоснование места системы химических опытов в теме «Первоначальные химические понятия».
- Анализ системы экранных пособий по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева».
- Система контрольных заданий при изучении химической связи и их обоснование.
- Методика формирования практических умений учащихся при выполнении химического эксперимента в теме «Первоначальные химические понятия».
- Методика организации работы учащихся с учебником при изучении химической связи.
- Использование средств наглядности при изучении понятий «изомерия» и «гомология»в курсе органической химии.
- Методика раскрытия генетической связи между органическими веществами.
- Методика изучения пространственной изомерии в теме «Непредельные углеводороды».
- Методика изучения изомерии положения кратных связей в теме; «Непредельные углеводороды».
- Методика развития представления учащихся о взаимном влиянии атомов в молекулах органических веществ в профильном обучении химии.
- Формирование и развитие понятий «валентность» и «степень окисления» в курсе неорганической и органической химии.
- Формирование и развитие понятия «гидроксиды» в курсе химии средней школы.
- Использование моделирования при формировании и развитии понятий о строении вещества.
КРИТЕРИИ ВЫПУСКНЫХ РАБОТ
- Обоснование актуальности темы (введение) – (1-10 баллов).
- Логичность построения работы, взаимосвязь ее частей – (1-10 баллов)
- Раскрытие темы (новизна приведенных в работе данных) (1 – 10 баллов).
- Стилистика, оформление работы – (1-10 баллов).
- Наличие выводов, новизна цитируемых литературных источников – (1-10 баллов).
ИТОГО:
- 45-50 баллов – оценка «отлично»
- 35-44 балла – оценка «хорошо»
- 25-34 балла – оценка «удовлетворительно»