Портфолио – форма представления образцов и продуктов педагогической деятельности, используемых в учебно-воспитательном процессе и позволяющих педагогу достичь оптимальных результатов в педагогической деятельности.
Создание портфолио представляет собой процесс сбора и оформления необходимых образцов и продуктов педагогической деятельности, связанный с самооценкой педагогом результативности своей педагогической системы.
Результативность профессиональной деятельности педагога анализируется по ряду критериев. Это:
- результативность созданной педагогической системы;
- продвижение опыта педагога на уровне ОУ, муниципальном или региональном уровне;
- результаты итоговой аттестации выпускников;
- итоги рубежного контроля освоения образовательных программ;
- результаты конкурсов, предметных олимпиад и др. Педагогический работник имеет право представить экспертам
документально зафиксированные результаты образовательного процесса, которым он руководит, в виде мониторинга успешности обучения, воспитания и развития учащихся.
Вместе с портфолио аттестуемый представляет в аттестационную комиссию рецензию на него компетентного в данной области специалиста
Портфолио учителя включает в себя:
1. Общие сведения об учителе:
- ФИО;
- год рождения;
- образование (какое учебное заведение и когда окончил);
- специальность;
- стаж работы;
- квалификационная категория;
- разряд оплаты труда;
- информация о государственных, региональных и муниципальных наградах, поощрениях, о наиболее значимых школьных поощрениях;
- другие документы (по усмотрению учителя).
2. Сведения о работе:
- какие предметы преподаёт;
- классное руководство;
- заведование кабинетом;
- дополнительные образовательные услуги.
3. Сведения о повышении квалификации:
- обучение на курсах в ИПК;
- участие в муниципальной методической работе;
- участие в работе школьных методических структур;
- тема самообразования, формы представления ее результатов.
4. Результаты образовательной деятельности:
- показатели качества знаний учащихся за последние 3 года;
- учащиеся данного учителя – победители конкурсов, олимпиад, соревнований;
- соответствие результатов школьной аттестации учащихся результатам независимой аттестации, ЕГЭ.
5. Внеурочная деятельность по предмету:
- список творческих работ, проектов учащихся;
- данные о победителях олимпиад, конкурсов, соревнований;
- сценарии внеклассных мероприятий, фото и видеоматериалы по проведённым мероприятиям.
6. Работа в качестве классного руководителя:
- анализ успеваемости и качества знаний, учащихся класса;
- информация об участии учащихся класса в школьных мероприятиях, социальных проектах, творческих объединениях;
– динамика уровня воспитанности, здоровья, социализации учащихся класса, в котором учитель является классным руководителем, за последние три года;
- сведения о работе с родителями и др.
7. Опыт работы учителя, обобщённый на уровнях:
- образовательного учреждения;
- муниципальном;
- региональном.
В данном разделе указывается перечень материалов, разработанных педагогом с краткой их аннотацией и подтверждающими материалами о выступлениях на педагогических советах, семинарах, конференциях (школьного, муниципального, регионального уровней) или опубликованных в педагогических изданиях.
8. Научно-методическая деятельность.
В данном разделе дается перечень программно-методических, дидактических, контрольно-диагностических материалов, разработанных и успешно внедряемых педагогом в учебном процессе.
На каждый материал приводится краткая аннотация. В ней отражаются следующие моменты: обоснование необходимости в создании материала, новизна подходов к его разработке, результаты использования в учебно-воспитательном процессе.
9. Участие в профессиональных конкурсах разных уровней, грантах ПНПО. Результаты.
Портфолио собирается самим педагогом при непосредственном участии заместителя директора школы в течение всего аттестационного периода.
Аттестуемый должен представить материалы портфолио для публичной презентации перед коллегами, что обеспечит гласность итогов профессиональной деятельности. По итогам презентации члены экспертной комиссии дают отзыв в соответствующую аттестационную комиссию.